Газета,
11 февраля 2010 г.
Страховщики оказались не застрахованы от кризиса 1449 просмотров
Если до кризиса страховыми услугами пользовалась почти половина россиян, то к концу прошлого года их доля упала до трети, утверждается в исследовании НАФИ.
Однако крупные страховщики не признают, что спрос на их продукты упал. По их мнению, просто происходит консолидация рынка, которая только оздоровит его. К концу 2009 г. страховыми услугами пользовались лишь 31% россиян, что на 15 процентных пунктов меньше, чем в 2007 г. К таким выводам пришли специалисты Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), опираясь на результаты всероссийского опроса. Таким образом, востребованность страховых услуг оказалась даже ниже уровня 2005 г., когда этой финансовой услугой в том или ином виде пользовались 37% наших сограждан.
Вместе со снижением доли страхователей сократилось и число видов страхования, востребованных населением, отмечается в исследовании. Так, если в 2007 г. 13% россиян имели две страховки, то в 2009 г. доля таковых снизилась до 6%.
Больше других от спада интереса к страховым услугам пострадало добровольное медицинское страхование (ДМС). Количество пользователей ДМС, резко выросшее в период с 2005 по 2007 г., в кризис сократилось более чем в два раза — с 18% до 9% в ноябре 2009 г., оказавшись, таким образом, ниже уровня 2005 г., подсчитали в агентстве.
ДМС на грани
Сложная ситуация на рынке ДМС, связанная с сокращением клиентской базы, заставляет многие клиники прибегать к не совсем честным приемам. Страховщики уверяют, что с начала 2009 г. резко выросло число случаев мошенничества со стороны поставщиков медицинских услуг. Некоторые из лечебно-профилактических учреждений в одностороннем порядке увеличили цены в этом году на 50–100%. Многие пытались искусственно увеличить число обращений, услуг, медицинских процедур и стоимости лечения на одного застрахованного. На такие случаи страховщикам приходится реагировать жестко. К примеру, представители Росгосстраха ранее рассказывали GZT.ru, что только за девять месяцев 2009 г. компании пришлось досрочно разорвать договоры с пятью медицинскими учреждениями, а на некоторых были поданы судебные иски.
Если верить результатам опроса, количество клиентов в сегменте страхования имущества сократилось почти в два раза: доля пользователей этой услуги упала с 9% до 5%. Доля россиян, оформивших туристические страховки, была традиционно невысока, но в 2009 г. она упала до 1% (с 4% в 2007 г.).
Меньшее падение спроса пережила автогражданка. Но и здесь, несмотря на обязательность, потребители умудрились отказаться от услуги: доля купивших полисы ОСАГО сократилась с 20% в 2005–2007 гг. до 17% в 2009 г.
Барыши ОСАГО
Согласно предварительным сведениям по ОСАГО за 2009 г., составленным РСА, сумма выплат по страховым случаям составила 48,5 млрд руб. Количество урегулированных страховых случаев составило более 1,95 млн. Было начислено 85,8 млрд руб. страховых премий.
По данным НАФИ, не изменился спрос только на два вида страхования: КАСКО (страхование автомобиля от угона и ущерба), доля которого по-прежнему составляет около 6%, и страхование собственной жизни — с 2005 г. оно осталось на уровне 2%.
«Провала нет»
Сами страховщики не признают, что их услуги стали менее востребованы. «Данные НАФИ не соответствуют действительности,— категоричен руководитель центра стратегических исследований „Росгосстраха“ Алексей Зубец.— Никакого провала на рынке нет». По его словам, в 2009 г. его компания продала 30 млн полисов ОСАГО на 52 млн семей, что превышает показатели прошлых лет. Что же касается сборов премий в секторе ДМС, то оно, по словам Зубца, составило всего несколько процентов. Также в целом по рынку незначительно «просели» такие сегменты, как КАСКО и страхование жизни. «Страховой рынок без особых потерь переживает кризис — как по числу клиентов, так и по количеству собираемых премий»,— утверждает Зубец.
Не признают существенного снижения спроса и другие страховщики. Директор департамента аналитики и развития компании «АльфаСтрахование» Кирилл Варламов готов признать, что в целом рынок страхования в прошлом году действительно «просел». Но в то же время он отмечает, что крупнейшие страховщики смогли удержать позиции благодаря консолидации рынка. В частности, сборы его компании по страхованию жизни и личному страхованию росли высокими темпами, что позволило компании нарастить портфель в 2009 г.
По собственному исследованию компании «АльфаСтрахование», проведенному в 2009 г., только 2% потребителей были готовы отказаться от затрат на страхование в целях экономии средств. При этом если в феврале 2009 г. 35% опрошенных говорили о том, что не пользуются услугами страхования в принципе, к августу того же года количество респондентов, давших такой ответ, составило всего 20%. Параллельно шло увеличение числа людей, не желающих экономить на страховании. Расхождение результатов «АльфаСтрахования» и НАФИ Кирилл Варламов объясняет разницей в методах исследования и условиях их проведения.
Проблемы с имиджем
Не во всем согласны с результатами опроса и независимые эксперты. В 2009 г. рухнули не все направления страхового рынка, отмечает руководитель проектов по страхованию холдинга «Финам» Михаил Кухтарь. По его словам, общее падение произошло главным образом из-за рухнувшего рынка ипотеки и автокредитования, где страхование шло в автоматическом, добровольно-принудительном порядке.
По данным НАФИ, больше половины россиян не имеют страховки просто из-за отсутствия потребности в ней. Так ответили большинство (62%) опрошенных. Около 11% респондентов говорят, что на страховку у них нет денег. А значительная часть респондентов (15%) просто не доверяют страховым компаниям.
На падение спроса действительно повлияло поведение страховых компаний, признает Михаил Кухтарь: последние чаще стали экономить за счет клиентов. Страхователи все чаще жалуются на то, что компании или слишком затягивают выплаты, или необоснованно отказывают в них. «Это негативно влияет на отношение людей к страхованию в целом»,— отмечает Кухтарь. При этом законодательные рычаги, которые могли бы исключить непорядочное поведение страховщиков, у нас отсутствуют, говорит эксперт.
Что будет
Что же касается текущего года, то, по данным опроса НАФИ, менее трети респондентов намерены приобрести страховку. Большая часть потенциальных потребителей страховых услуг предполагает воспользоваться ОСАГО. Лишь 5% респондентов намерены приобрести ДМС. А вот доля страхователей имущества может даже возрасти: 6% респондентов собираются воспользоваться этой услугой.
Страховщики, в свою очередь, надеются на значительный рост рынка в этом году. Алексей Зубец из «Росгосстраха» ожидает, что страховые премии по ОСАГО в этом году вырастут на 10%, а в целом по рынку — на 15%. Количество же договоров вырастет в пределах 4–5%, прогнозирует он.
Кирилл Варламов из «АльфаСтрахования» говорит, что его компания в этом году сделает ставку на сегменты ОСАГО, страхования жизни и КАСКО. А в целях экспансии на «непростом» рынке ДМС, по словам Варламова, его компания намерена развернуть собственную сеть клиник.
«В 2010 г. состояние экономики стабилизируется, у людей будут появляться свободные деньги, начнет возрождаться ипотека»,— говорит Михаил Кухтарь из «Финама». Все это приведет к росту рынка страхования, ожидает он. Правда, восстановления в сегменте автострахования, возможно, придется подождать до следующего года — последние данные по продажам автомобилей не вселяют оптимизма.
Илья ЗИНЕНКО
Вся пресса за 11 февраля 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Исследования, Маркетинг, Тенденции, Добровольное медицинское страхование, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
12 мая 2025 г.

|
|
Ведомости, 12 мая 2025 г.
АРФГ назвала основные нарушения при продажах услуг в офисах банков

|
|
Конкурент, Владивосток, 12 мая 2025 г.
Полис ОМС вдруг перестал действовать. Что делать?

|
|
Конкурент, Владивосток, 12 мая 2025 г.
Что творят банки под видом вкладов. Вернуть даже вложенные деньги целиком не выйдет

|
11 мая 2025 г.

|
|
Inbusiness.kz, 11 мая 2025 г.
В Казахстане все ТРЦ обяжут платить посетителям до 19,6 млн тенге

|
|
РИА Новости, 11 мая 2025 г.
Эксперт назвал причину аннулирования полисов ОМС

|
|
Regnum, 11 мая 2025 г.
Россияне столкнулись с аннулированием полисов ОМС из-за ошибок в данных

|
|
Вечерний Ставрополь, 11 мая 2025 г.
Агрострахование озимых культур на Ставрополье обойдется в более 270 млн рублей

|
|
Ставропольская правда, 11 мая 2025 г.
На Ставрополье выделено более 270 млн рублей на страховую поддержку озимых культур

|
|
ТурДом, 11 мая 2025 г.
Иностранных туристов в России станут лечить бесплатно

|
|
Профиль (on-line), 11 мая 2025 г.
Включить полис ОСАГО в стоимость аренды электросамокатов предложили в Госдуме

|
|
МК-Кавказ, Ставрополь, 11 мая 2025 г.
На Ставрополье на агрострахование озимых культур направлено более 270 млн руб.

|
|
ТАСС, 11 мая 2025 г.
В ГД предлагают включить полис ОСАГО в стоимость аренды электросамокатов

|
|
Regions.Ru, 11 мая 2025 г.
Банки начали подменять вклады рискованными продуктами

|
|
Коммерсантъ онлайн, 11 мая 2025 г.
От ошибок искусственного интеллекта можно будет застраховаться

|
|
UzDaily.uz, 11 мая 2025 г.
Узбекистан и Италия обсуждают укрепление аграрного сотрудничества и внедрение сельскохозяйственного страхования

|
10 мая 2025 г.

|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 10 мая 2025 г.
Страхование демонстрирует стабильность

|
|
Smolnarod.ru, Смоленск, 10 мая 2025 г.
За год объем выплат по договорам страхования в Смоленской области вырос на треть

|
 Остальные материалы за 10 мая 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|